Осуществить эту грандиозную поездку протяжённостью порядка 2600 км. удалось в 1989 году в самую жару. Маршрут проходил через Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Азербайджан. На автопоезде из 2х машин мы пересекли Туранскую низменность (в том числе Кара-Кумы, Кызыл-Кумы), Каспийское море и Апшерон от Баку на север, практически до Дагестана. Начало маршрута - научная база АН СССР на улице Устабаева в Ташкенте, конец - в местечке Набрань (не путать с Назранью) на западном берегу Каспийского моря и на границе с Дагестаном.
Что такое ездить по Кызыл-Кумам весной, зимой и осенью я к этому моменту уже знал, а вот пересекать эту пустыню, а тем более Кара-Кумы в самое пекло мне ещё не приходилось, поэтому собирая экспедицию на нашей базе я довольно сильно волновался. Кстати, научная база доживала последние годы. В скором времени, узбеки, бунтующие против союзного центра напали на неё, впрочем как и на многие другие союзные учреждения. Сотрудникам базы пришлось обороняться с оружием. Узбеки нападали и просто на славян, ходивших по улицам Ташкента. Славянских женщин, бывало, раздевали прямо на улицах. Результатом явился тотальный исход русских из туркестанских республик. Но это позже.
А в 89-м в Ташкенте было пока спокойно. В Азербайджане уже происходили всякие события, включаяя и антирусские. Но нам повезло - весь переезд произошол совершенно мирно.
Подготовка экспедиции заняла пару дней. Руководил поездкой уже упомянутый мною Червоненкис. Затарились стандартной экспедиционной едой - тушонкой, сгущенкой, кубиками и крупой. Одну из машин автопоезда - небольшой пассажирский автобус, набили цистернами с водой, едой и походной утварью, включая палатки. Шофёр автобуса оказался заядлым самогонщиком, так что к нашему скарбу добавился ещё молочный бидон с бардой. (Не забываем, что это были горбачевские времена сухого закона). Расчёт был простой. На большой жаре при постоянной тряске барда до кондиции доходила очень быстро. В чём мы убедились опытным путём.
Истории, достойные рассказа и произошедшие на улице Устабаева и вообще в Ташкенте, я перескажу отдельно. А сейчас скажу только, что ранним летним утром мы выехали в составе 5 человек на двух машинах на трассу Ташкент-Самарканд, предполагая дня за 3 добраться до Каспийского моря, т.е. до Красноводска. Ну, а далее уже на пароме переплыть Каспий и пересечь Апшерон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий