Привет всем

Мир наземный и подводный

суббота, 22 февраля 2014 г.

Сибирь.Как много в этом звуке... Омск. Часть 3

Может показаться, что при присоединении Ленинска в Омску, в число его жителей должны были попасть большое количество сибирских казаков или их потомков. Но ничего подобного не произошло. К этому моменту никаких казаков в бывшей Атаманской станице (как, впрочем, и в Омске) уже не было.      Когда я рос, я даже представления не имел о том, что живу в бывшей станице - никаких особенностей быта или обычаев казаков в Ленинске не наблюдалось. Причина этому – события в Омске, Атаманской станице и Ново-Омске в период гражданской войны и после неё.
   Единственным обычаем, доставшихся нам в наследство от тех давних времён были народные гуляния, проводившиеся жителями Ленинска на местном базаре и прилегающем пустыре, ставшим стадионом Локомотив. Гуляния сопровождались ярмарками. 
Во время их проведения на базаре возводились эстрады, шапито и дополнительные торговые ряды и палатки. По бывшему Семипалатинскому тракту к базару тянулись караваны подвод, привёзших на базар товары со всего южного прииртышья (везли из всех поселений вплоть до Ачаира).
     В шапито, как я помню из самого раннего детства, разыгрывались всякие юморные представления с участием таких народных персонажей, как Петрушка. Помню я ещё и езду мотоциклов по вертикальной стене, и кукольные представления. 
На масленицу, естественно, всем пекли блины и подносили по 100 грамм. А потом устраивали аттракционы типа доставания сапог с обледенелого столба и проч.           Позже, когда центральная площадь базара была застроена ларьками и палатками, власти перенесли эти гуляния на стадионы - Локомотив и Авангард, но былого размаха уже не стало. 
Вся военная казачья инфраструктура, конечно, сохранилась и развилась, но теперь в людской состав, поддерживающий её, входят просто бойцы российской армии. Её гарнизон расположен в военных городках и гражданских домах.
     Когда я жил в Омске, наш город в стратегическом плане считался третьим в СССР после Москвы и Самары. Это из-за предприятий и этой самой военной инфраструктуры. Например, в американском фильме "Как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу", Омск выделен как основная цель бомбардировки, т.к. в нём находится главный штаб ПРО.
       Но вернёмся к проблеме исчезновения казацких традиций из Ленинска. Дело в том, что Сибирские казаки были оплотом белого движения в России. Более общё - и весь Омск был таким оплотом. 
     Будучи центром Степного края, имеющего границы от Северного ледовитого океана до Азовского моря, Омск был объявлен Колчаком столицей Сибири. Помимо этого, как только красных выгнали из города, омские  большевики сразу были расстреляны, а когда красные вернулись, в их армию привлечь население Омска путём наборов так и не удалось.
Коммунистическое движение в городе, и особенно в Ленинске, конечно было, и, прежде всего, в рабочих посёлках (Чёрном, Рабочей слободке и Красном (ныне – Московка)), но в целом, по городу, особо развитым оно не было, вследствие достаточного благополучия омичей в предреволюционные годы.  
      После установления советской власти, город и его население в отместку подверглись большевиками чудовищным репрессиям. В начале 20х годов, кроме проводившегося по всей стране раскулачивания, в Омске было осуществлено расказачивание. Вследствие чего, население города уменьшилось больше чем на треть.
С учётом того, что состав населения в те годы был следующим:
- треть сельского населения
- треть казаки
- треть остальные горожане,
«вывезены» были все казаки «под корень», ну и кулаки.
Причём нужно помнить, что это Сибирь, и все репрессированные уже считались высланными из Европейской части, т.е.  дальше высылать их было некуда. Они были просто поголовно уничтожены. Властьпридержавшие не очень любят обнародовать эти факты, но на огромных удалённых территориях Сибири время от времени разные команды (например, золотоискатели. См. Ютюб) наталкиваются на безымянные захоронения с останками тысяч  людей, о которых им предписывается помалкивать. Смею предположить, что среди них находятся и бывшие сибирские казаки.
Не об этом ли пел гениальный Высоцкий:
...
Сибирь, Сибирь — держава бичевая, 
Здесь есть где жить и есть где помереть.
...
Впрочем, людские потери вскоре после революции были восполнены за счёт репрессий в центральной России 20 и особенно 30 годов (в большинстве своём, кулаков, троцкистов, но часто и просто попутчиков, ссылаемых в Сибирь), но, естественно, в отличие, например, от Новочеркасска, казачья диаспора в Сибири уже не восстановилась.
     К тому же выясняется, что одной из причин массовых репрессий 1937 года был сочинённый Ежовым документ о крупномасштабном антисталинском эссеровском заговоре в Западной Сибири с участием японских шпионов, в котором фигурировали реальные фамилии бывших белых офицеров. Опять пострадали омичи.
     Досталось и городу, как административной единице. Все привилегии, включая статус столицы Сибири, с Омска были сняты, область неоднократно подвергалась территориальному сокращению (были отделены Тюмень, Ханты-Мансийский округ, казахские приазовские территории), а разные преференции стали оказываться другому небольшому сибирскому поселению - Новониколаевску, превратившемуся в дальнейшем в Новосибирск.
  Нам, растущим сначала в Ленинске, а потом в ленинском районе в наследство об этих событиях начала 20 века остались легенды о чудовищных драках «стенка на стенку» между «серовскими» и «поселковыми». Драки, якобы, происходили с завидным постоянством и включали сотни участников с обеих сторон. Легенды изобиловали деталями, включали в себя рассказы о ритуалах проведения этих разборок, факты применения огнестрельного и холодного оружия и последствиях драк. В побоища были вовлечены не только бывшие "станичники" - жители деревянной части Серова, но и жильцы кирпичных домов. Место драк - обширный пустырь у ЗапСиба недалеко от Иртыша. Место, прямо надо сказать, подходящее – в те годы дикое, заброшенное, окружённое самыми ветхими хибарами, населёнными поселковыми люмпенами. По карте 1940ого года это место между путями и углом, образуемым 13 Пролетарской улицей и улицей Коминтерна.
В раннем детстве истинность этих рассказов не вызывала сомнений. В более взрослом возрасте мне, например, казалось, что всё это романтические придумки на основе послевоенной активизации криминальных группировок. Ну, и стандартная ревность к своим девахам по отношению к жителям других районов
А сейчас я думаю, что в этих рассказах определённая правда была. Ул. Серова была центром бывшей Атаманской казацкой станицы. Репрессии советской власти против казаков, не могли не озлобить ту часть населения, которая была потомками живших здесь казаков.
 С другой стороны поселковые (а имеются в виду, прежде всего, Черный посёлок и Рабочая слободка) в свою очередь тоже помнили и казацкий снобизм, и расстрелы большевиков, да и коммунистические агитки. 
     Скорее всего, первые стычки происходили ещё в царские времена и носили отпечаток классовой борьбы. Позже, ближе к сороковым годам, рейды в соседние районы подпитывались местью за репрессированных и расстрелянных родственников, а после войны стали традиционными на фоне подъема послевоенных коллективных драк по всей стране. 
     Думаю, первые драки организовывали дети тех, кто вёл классовые бои во времена гражданской войны, продолжили дети репрессированных в 30е годы, а подхватила "традицию" шпана, выросшая в послевоенные годы.
И неважно, что основными жителями ул. Серова были ИТРовцы, и квалифицированные рабочие, приехавшие в Омск во время последней войны и после неё, мотивы обоих люмпен-группировок понять можно. В разборках, конечно, участвовали бы и жители Красного посёлка (нынешней Московки), но он просто территориально расположен далеко. А "драчливые электрички" это в большей мере изобретение московских футбольных фанатов периода развала Союза.
Как результат, мы, будучи «серовскими», в эти районы старались не ходить без необходимости. После исчезновения лодочной станции поводом для нашего появления были только тренировки в спортивной секции на берегу Иртыша и купания в том же Иртыше на песчаном берегу, т.к. на территории всего Ленинска была построена бетонная набережная.
     Скажем, на улице Бабушкина я был у одной своей знакомой по пионерлагерю всего один раз, и сразу столкнулся с фактом стрельбы. В момент моего визита из мелкашки была ранена какая-то проходящая между домами улицы Бабушкина деваха. Стрелявший был из местных, чернопосёлочников. Причём, все окружающие его знали. Но обращаться в милицию ни у кого и в мыслях не было.

Комментариев нет:

Отправить комментарий