Привет всем

Мир наземный и подводный

суббота, 22 февраля 2014 г.

Сибирь.Как много в этом звуке... Чита. Как мы замерзали с Червоненкисом

     Дело было где-то в конце января - начале февраля 1990 года. В Золотореченске Читинской области Академия Наук совместно с местным ГОКом развернула АСУ добычи редкоземельных элементов. И мы с Червонцем были посланы в Золотореченск для создания и отладки АРМа для этой АСУ. До этого наша матлаборатория вела работы в городе Краснокаменске этого района.
     Это, ребята, самая настоящая Сибирь. Причём та её часть, в которую когда-то были сосланы декабристы. Глубина сибирских руд. Что касается руд, то их там очень много. У меня создалось впечатление, что если копнуть любую из сопок, то в ней обязательно окажутся какие-нибудь полезные ископаемые.
     По дороге в Читу мы заехали к моим родителям. В те годы ЗапСиб предоставлял такой сервис. По пути следования ты мог выйти на любой промежуточной станции и пробыть на ней бесплатно до 3х дней. Потом, прокомпостировав билет, (тут уж на какой тебе предложат поезд) продолжить путь до  станции следования.
     Всё было прекрасно - повидались с родичами, сводили Червоненкиса посмотреть дом, в котором он жил во время войны в эвакуации. Но, результатом этой остановки явилось то, что приехали мы в Читу в неудобное время и нас не встретили. Под Читой, в Атамановке была научная база Академии Наук, сотрудники которой должны были обеспечивать экспедиции, и, в частности, встречать приезжающих учёных.

Сибирь.Как много в этом звуке... Омск. Часть 3

Может показаться, что при присоединении Ленинска в Омску, в число его жителей должны были попасть большое количество сибирских казаков или их потомков. Но ничего подобного не произошло. К этому моменту никаких казаков в бывшей Атаманской станице (как, впрочем, и в Омске) уже не было.      Когда я рос, я даже представления не имел о том, что живу в бывшей станице - никаких особенностей быта или обычаев казаков в Ленинске не наблюдалось. Причина этому – события в Омске, Атаманской станице и Ново-Омске в период гражданской войны и после неё.
   Единственным обычаем, доставшихся нам в наследство от тех давних времён были народные гуляния, проводившиеся жителями Ленинска на местном базаре и прилегающем пустыре, ставшим стадионом Локомотив. Гуляния сопровождались ярмарками. 
Во время их проведения на базаре возводились эстрады, шапито и дополнительные торговые ряды и палатки. По бывшему Семипалатинскому тракту к базару тянулись караваны подвод, привёзших на базар товары со всего южного прииртышья (везли из всех поселений вплоть до Ачаира).
     В шапито, как я помню из самого раннего детства, разыгрывались всякие юморные представления с участием таких народных персонажей, как Петрушка. Помню я ещё и езду мотоциклов по вертикальной стене, и кукольные представления. 
На масленицу, естественно, всем пекли блины и подносили по 100 грамм. А потом устраивали аттракционы типа доставания сапог с обледенелого столба и проч.           Позже, когда центральная площадь базара была застроена ларьками и палатками, власти перенесли эти гуляния на стадионы - Локомотив и Авангард, но былого размаха уже не стало. 

Сибирь.Как много в этом звуке... Омск. Часть 2

В 1949 году на площади Серова был открыт сквер. Дом № 13, выходящий фасадом на этот сквер, сначала назывался домом металлургов т.к. он строился преимущественно для персонала завода им. Ворошилова (174 танкового завода или п/я 113). До открытия этого сквера, единственным зелёным местом Ленинска был парк у клуба Лобкова.
Для любителей омской старины могу сделать подарок. На омских сайтах, посвящённых
истории Ленинска я вижу только фотографии эстрады, расположенной рядом со спортивным залом клуба. Могу сказать, что парк был достаточно обширным, засаженным деревьями приличного возраста. (Видимо деревья были посажены в год строительства клуба – в 1927 году). 
Но здесь были ещё летний театр, многочисленные клумбы и памятники. У одного из них отца со мелким мной на руках и снял его друг. 
Ребята! Это памятник Сталину. Прошу любить и жаловать. Позже, году в 1955ом он был заменён на Ленина. А вот после строительства клуба Красной гвардии парк захерел, и что стало с памятниками, сказать не могу. Так что занесите памятник в свои архивы. Стоял он прямо напротив входа в парк.
До домов на улице Серова в Ленинске кирпичных домов было всего несколько. Дом 49 по улице Труда, называемый в народе «сумасшедшим», построенный ещё в 1939 году, кинотеатр Октябрь 1941 года постройки, известный тем, что при строительстве обвалился, два кирпичных дома, стоявших ранее в том месте, где теперь двор дома № 13, универмаг в доме на углу Лобкова и Марченко, клуб Лобкова и, пожалуй, всё. Всё это продолжение строительства доходных домов для чиновников и служащих, начатое ещё в царские время.
Остальной жилой массив Ленинска составляли одноэтажные деревянные дома частного сектора, и множество стандартных двухэтажных деревянных доходных домов, строящихся по всей Сибири в рамках программы колонизации (переселенческой). Этажность лимитировалась отсутствием канализации.
Двухэтажные достаточно красивые царские доходные дома в советские время редуцировались во всем известные бараки, которые можно встретить во всех сибирских городах. Да и не только сибирских.
Фонд бараков расширился за счёт новых домов, построенных в годы войны для размещения эвакуированных и персонала переведённых в Омск заводов преимущественно военного назначения.
Постройка первых кирпичных многоквартирных домов стала возможна после того, как во время войны была воздвигнута ТЭЦ -2. Эта теплоэлектороцентраль в основном, конечно, обеспечивала нужды 113 п/я, но заодно могла отапливать и ряд домов, прилегающих к привокзальной площади и на улице Лобкова. Наши дома на улице Серова отапливались кочегаркой, расположенной во дворе 13 дома. В доме этой кочегарки была организована ещё одна баня (первая основная общественная баня находилась в деревянном Ленинске ближе к Иртышу), в основном для жителей дома металлургов и наших многоквартирных домов по улице Серова.
Построенный до этого упомянутый выше дом 49 по улице Труда потому и назван был в народе «сумасшедшим», что при 3-4 этажной высоте он не имел, как и все бараки, ни централизованной системы отопления, ни канализации. Им в Ленинске просто неоткуда было взяться. Но многоквартирный дом построить жуть как хотелось. А потом доделать удобства помешала война.

Сибирь.Как много в этом звуке... Омск. Часть 1

Рассказывая о путешествиях по Сибири, невозможно не начать с города, в котором родился и провёл без малого 17 лет жизни. Эти зарисовки будут полезны и тем коллекционерам исторических материалов, которых я обнаружил в большом количестве на сайтах, посвящённых родному городу.
 Родился я на улице Серова в городке-спутнике Омска, который назывался Ленинск.
Вообще-то формально Ленинск за пару десятков лет до этого уже считался ленинским районом Омска, хотя реально он оставался отдельным городком вследствие своей оторванности от центральной части города. На карте 1940 года он назван «городок им. Ленина», что и подтверждает тезис о том, он числился ленинским районом Омска чисто номинальною Название попало на сгиб карты, потому и стёрлось. Кстати, часть Ленинска, которая из выселок сначала превратилась в Силивестровский посёлок, а в итоге стала привокзальным посёлком Ленинска здесь названа "городком им. Сталина", видимо в угоду вождю народов. Всё-таки это были времена кульминации культа личности.
  В 20е годы, когда Ленинск был ещё полностью административно самостоятельным городом, с Омском его соединяли железнодорожные ветки. Одна из них, пассажирская, шла от жд вокзала к Управлению дороги, находившемуся на тогдашней окраине Омска с промежуточной остановкой на платформе Карлушка. Платформа была так названа из-за расположенной в этом месте площади с тем же названием.  Конечная платформа располагалась там, где сейчас находится парк 30 летия Комсомола.
Вторая ветка, грузовая, шла к керосиновым складам, находившимся на берегу Иртыша. Под Управлением дороги подразумевается Управление ТранСиба. Ныне это Транспортный институт.            Была  ещё одна ветка - грузовая, шедшая на правый берег Оми, но про неё я почти ничего не знаю. Теперь либо она, либо её наследница идёт до нефтекомбината.